В самом начале работы с репутацией в интернете желательно провести аудит текущей ситуации. Не стоит игнорировать этот этап работ даже в том случае, если вы уверены в достаточном своем погружении в тему и если вам кажется, что от вас не ускользнул ни один нюанс или какое-либо текущее изменение. Иначе вы рискуете упустить какую-либо деталь, которая вполне может оказаться ключевой и сыграть злую шутку с вашей репутацией.
Аудит репутации включает в себя следующие этапы:
- оценка состояния на текущий момент
- выявление ключевых факторов, оказывающих влияние на репутацию
- выявление уязвимостей
- определение тенденций в сфере репутации
- прогноз того, к чему может привести влияние на выявленные факторы
- рекомендации по улучшению или сохранению репутации.
Благодаря такому полноценному исследованию можно будет понимать реальное положение дел, касательно вашей репутации. Более того, аудит впоследствии будет выполнять и обучающую функцию. Выявив с помощью аудита моменты, которые до этого оставались без внимания, вы сможете строить свою работу с учетом всех факторов, которые оказывают влияние на репутацию.
При проведении аудита следует учесть тот факт, что специфика того, для кого проводится исследование, будет влиять на выбор площадок, на которые следует обратить внимание. Поэтому всё, о чём мы будем говорить далее, в большей степени носит рекомендательный характер, нежели является догмой.
Стоит заметить, что достаточно часто можно услышать мнение, что для понимания ситуации с репутацией достаточно проанализировать результаты поисковой выдачи (в лучшем случае сюда добавляют еще поисковые подсказки). Это не совсем так. Если в сети появляется какая-либо негативная информация, касающаяся вас, вполне возможно, что в поисковой выдаче она начнет отображаться через месяц, три, а то и через больший промежуток времени. За счет такой отсрочки количество негатива по определенному направлению может значительно увеличиться к моменту попадания на первые страницы выдачи поисковых систем. А вы не сможете корректно оценивать своё положение, прогнозировать уровень ущерба от разрастания негатива. И что самое обидное, упустите момент, когда можно было бы спасти репутацию без особых потерь. К тому же такая информация начинает оказывать влияние на формирование общественного мнения с момента появления на просторах интернета, а не только в тот момент, когда на нее начинают показывать ссылки поисковики. Игнорирование информации, которая уже существует, но еще не попала в топ поисковой выдачи, — неоправданный риск. Поэтому при анализе всё же не стоит ограничиваться исключительно информацией, которую можно получить посредством поисковых систем.
Выдача поисковых систем
При анализе выдачи поисковых систем необходимо оценивать “картинку”, которую видит пользователь, при введении запроса на касающуюся вас тему. Если страница поисковой выдачи будет заполнена негативом, то конечно мнение у людей будет формироваться соответствующее. Зачастую пользователи могут даже не переходить по предложенным ссылкам, а составить своё мнение, основываясь на той минимальной информации, которая видна в поисковой выдаче. Для более детального исследования ситуации стоит обращать внимание и на запросы, которые кроме вашего имени будут включать в себя такие слова: отзывы, компромат, отзывы пользователей и т.д.. В зависимости от специфики вашей работы возможно составление иных конструкций, более узкой направленности, для введения в поисковую строку.
Здесь также надо обращать внимание на поисковые подсказки — то, что пользователь видит когда только начинает вводить интересующий его запрос. Уже на этом этапе начинает формироваться мнение людей о вас. Так как еще до того, как поисковая система предоставит результаты поиска, люди могут получить информацию, которую даже не думали искать. Допустим, кто-то вводит в поисковой строке ваше имя, а поисковые подсказки начинают предлагать продолжить запрос словами “вор”, “мошенник”, “обманул сотрудников”. В большинстве случаев это послужит фундаментом для формирования негативного отношения к Вам. А если учесть, что у большинства людей негатив вызывает лучший отклик, перейдя по такому запросу, они получат совсем не ту информацию, как если бы вводили при поиске только Ваше имя.
Изображения
Изображения — это продолжение разговора о выдаче поисковых систем. Этот этап анализа до сих пор остается недооцененным, что не убавляет его значимость, так как выдача поисковых систем по картинкам оказывает значительное влияние на формирование мнения. Здесь работают те же правила, что и в случае со стандартным поиском (по тексту), но есть свои нюансы. Важно обращать внимание не только на содержание изображения, но и на ресурсы, куда ведут ссылки изображений. Так как само изображение может не вызывать вопросов, но в то же время будет располагаться на ресурсе с негативной направленностью.
Кроме обычной поисковой выдачи (Яндекс, Google) в некоторых случая стоит обращать внимание и на такие ресурсы, как фотохостинги. Например: 500px, OneDrive, VFL.Ru, kartinki24.ru, otohosting.su и т.п..
Видеохостинги
При анализе видео работают правила, которые мы рассматривали на примере текстового поиска и поиска по изображениям. Здесь так же важна выдача поисковых систем и так же следует обращать внимание на выдачу специализированных видеохостингов (youtube, rutube, smotretvidos и других локальных). Для более глубокого анализа в некоторых случаях можно обратить внимание не только на поисковую выдачу, но и подвергнуть анализу отдельно взятые хостинги, такие как: coub.com, flickr.com, vimeo.com, Twitch.tv, dailymotion.ru, Smotri.com и др..
Соцсети
Работать с соцсетями несколько сложнее. Как минимум потому, что анализ следует проводить по нескольким направлениям.
- Сообщения пользователей. Обращается внимание на то, что они пишут о Вас или о Вашем продукте. Учитывается направленность как отдельных публикаций, так и комментариев под ними.
- Группы. Соцсети проверяются на наличие “брендированных” групп, которые обычно создаются или с целью выплеснуть негатив, или с целью воспользоваться Вашим именем или брендом. Причем второй вариант по смыслу ближе к мошенничеству. При наличии таких групп становится важным не только их присутствие в соцсетях, но и уровень их активности и влияния на аудиторию.
- Одноименные аккаунты. Сюда относятся персональные страницы и паблики.
- Файлы. На просторах соцсетей могут присутствовать картинки, фотографии, документы, аудио- и видеофайлы с упоминанием Вашего имени в названии (или описании).
Каждое из этих направлений необходимо прорабатывать для точного выявления потенциальных очагов возникновения негатива. Также можно будет оценить возможные последствия, если злоумышленники решат воспользоваться такими источниками негатива.
В работе с соцсетями важно помнить, что кроме популярных есть большое количество малоизвестных или узкоспециализированных соцсетей.
Википедия
Википедия — влиятельный источник информации с высоким уровнем доверия аудитории. И конечно этот ресурс необходимо учитывать при анализе состояния репутации. Причем следует помнить, что распространение информации в Википедии может происходить двумя способами:
- Создание или редактирование страницы, посвященной непосредственно Вам или Вашему продукту.
- Изменение или добавление информации о Вас или Вашем продукте на страницах со смежной тематикой. Такими могут быть страницы, посвященные вашим конкурентам, покровителям, партнерам и т.д.
Кроме того следует помнить, что Википедия — самый крупный википроект, но не единственный. Кроме нее существует большое количество справочников, которые также являются влиятельными источниками распространения информации. Вот некоторые из таких вики-проектов: wiki-wiki.ru, absurdopedia.net, wikigraff.ru, ukomore.org, pwiki.ru, ruxpert.ru, wikireality.ru, wikiznanie.ru, wikireading.ru.
Сайты-отзовики
На таких сайтах люди оставляют свое мнение по поводу товаров, услуг, компании и людей. На первый взгляд можно сказать, что их задача — концентрировать такие мнения. Но на деле получается, что сайты-отзовики являются бизнесом (к слову, значительным и прибыльным) по очернению или обелению тех, кого или что обсуждают пользователи. Многие из таких сайтов создаются как раз для того, чтоб зарабатывать на размещении негативной информации и на ее же удалении, и конечно они заинтересованы в постоянном потоке негатива.
Интернет-СМИ
Интернет-СМИ зачастую являются аналогами бумажных изданий или агрегаторами новостей. Вероятность того, что они станут местом публикации негативной информации, мала. Но уровень доверия к проверенным источникам велик, поэтому даже одна публикация с негативной информацией может существенно повлиять на репутацию. Особенно в случае, когда информация является официально подтвержденной гос органами.
Агрегаторы компромата
Такие площадки, как сайты-агрегаторы компромата, консолидируют на своей платформе всевозможную информацию о скандалах, слухах, обоснованных обвинениях и клевете. И конечно, если упоминание Вашего имени или Вашего продукта можно встретить на таких сайтах, это негативно отразится на репутации. При этом такие агрегаторы схожи с сайтами-отзовиками по способу заработка. Они наживаются на размещении и удалении негативной информации.
Иные типы площадок
При проведении аудита, кроме основных площадок, которые были перечислены, стоит обращать внимание и на другие, узкопрофильные, где также потенциально может размещаться негативная информация. Исходя из особенностей исследуемого объекта следует обращать внимание на различные сервисы, где публикуются петиции, сайты правозащитных организаций, сервисы вопросов и ответов.
Еще одно интересное направление — сайты, генерирующие мемы, демотиваторы, фотожабы и т.п.. Довольно часто там можно встретить креативный негатив, который будет пагубно влиять на репутацию посредством высмеивания.
Уязвимости репутации Объекта
После анализа перечисленных площадок становятся понятны уязвимости репутации. Это краткий перечень слабых мест в репутации, где уже присутствует негатив или возможно его возникновение. Сюда же стоит включить темы (направления), из-за которых у людей может формироваться негативное мнение о Вас или Вашем продукте.
Правильная оценка ситуации с репутацией позволит своевременно реагировать на негатив. Таким образом Ваша репутация с большей вероятностью и меньшими затратами будет сохранена или даже спасена.